Тема: А что такое Брань!? (закрыта)
[24-04-2008 15:35]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     
__________________Черная брань (слово о русском мате) __________________
-
Казалось бы, русский народ матерился всегда. Передаваясь ототца к сыну, от поколения к поколению, матерные слова дошли до настоящеговремени вопреки всем попыткам объявить их вне языка, запретить их употребление,то есть, иначе говоря, - убить их. Этот путь сквозь века, проделанныйматерщиной, сделал ее чем-то вроде завета - завета не поддаваться цензуре,противостоять всякому авторитету и запрету, им устанавливаемому. И мы, знающиеэти слова, чувствуем своего рода единство - не столько единство языка. Сколькоединство свободы - свободы говорить то, что нам вздумается. Еще сознавая. Чтоматериться - недоброе дело, - до последнего времени подобная вольность речисчиталась недопустимой в обществе женщин и детей - примем во внимание хотя быэто свидетельство, - но даже согласившись внутренне с такой оценкой. Мало ктоставит целью изжить в себе мат до конца. Мы как-то не привыкли ущемлять своечувство свободы, тем более, что, имея свободу слова в числе общественныхидеалов, легко дать волю своему языку.
-
Матерщина захватывает человека подобно стихии. Можно иощущать ее как стихию, и, осознавая ее народной, человек, не матерясь сам,может испытывать почти гордость оттого, что русский мат - самая крепкая руганьв мире. Так мы ее, заграницу!
-
Казалось бы, смешно, что то, чего мы должны стыдиться,выставляется напоказ. Однако тот факт, что о крепости мата известно чуть ли никаждому русскому, заставляет отнестись к этому серьезно. Где-то в глубинерусской души сидит убеждение, что истинно русский человек должен уметь прислучае матюгнуться. Считается нормальным материться при трудной работе, подматерщину - кажется, - и дело идет сподручней. Споткнувшись, ударившись, люди сеютв воздух матерные слова. И вообще, чуть ли ни народная мудрость гласит: когдатебе плохо, выматерись - и станет легче.
-
Наконец, существует и еще одна сфера приложения мата. Притрадиционно благожелательном отношении русского человека к выпивке, эта снисходительнаяблагожелательность попускает пьяному и его язык. Считается в порядке вещей, чтов пьяном виде человек матерится. Слушая пьяную речь, можно морщиться, но итолько - с пьяного какой спрос?.. Иногда кажется, что во хмелю человек и неможет изъясняться иначе. Читаем у Достоевского (Дневник писателя за 1873 г.):"Гуляки из рабочего люда мне не мешают, и я к ним, оставшись теперь вПетербурге, совсем привык, хотя прежде терпеть не мог, даже до ненависти. Ониходят по праздникам, пьяные, иногда толпами, давят и натыкаются на людей - неот буянства, а так, потому что пьяному и нельзя не натыкаться и не давить;сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которыхпроходят, не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другогоязыка, кроме сквернословного. Именно этот язык, целый язык, я в этом убедилсянедавно, язык самый удобный и оригинальный, самый приспособленный к пьяному илидаже лишь к хмельному состоянию, так что он совершенно не мог не явиться, иесли б его совсем не было - его следовало бы выдумать. Я вовсе не шутя говорю.Рассудите. Известно, что во хмелю первым делом связан и туго ворочается язык ворту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у хмельного, или у всякого некак стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А потому естественнотребуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворить этимобоим, противоположным состояниям. Язык этот уже спокон веку отыскан и принятво всей Руси." Конечно же, это - мат.
-
Оставив в стороне восторги исследования, возьмем уДостоевского лишь голую мысль о внутренней связи пьяного состояния и матернойругани. Получится простое правило: чем больше народ спивается, тем больше онматерится.
-
Общая картина такова. Средняя русская речь, та, которуюможно слышать на улицах, обильно помечена матом - в различных контекстах и посамому разному поводу.
-
И все-таки, несмотря на высокую частоту матерных слов,матерщина не стала нормальным употреблением языка. Она даже не стала нормой вотношении ругани. Народ определил матерщину как черную брань. И это не простоэпитет, а интерпретацию мата. Черный цвет - не просто один из многих в палитремира, он противопоставляется белому как цвет зла цвету добра. То, чтоназывается черным, - особенно из того, что лишено природной окраски, - темсамым относится к активному проявлению зла. И если мат - ругань черная, то он внародном сознании, в отличие от всей другой ругани, представляет собой активноезло.
-
Чтобы понять, что его делает таковым, надо внимательнее кнему приглядеться, а чтобы выделить его из общего фона ругани, надо понять, чтотакое ругань вообще.
 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:37]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     
Ругань противоестественна. Хотя ее и можно считать своегорода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова ивыражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути онапротиворечит всему языку. Брань и язык решают задачи прямо противоположные.Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучшепонять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У руганицель иная: ее задача - не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести междуними границу. Бранясь, человек показывает другому, что тот зря претендует напонимание. Он должен держать дистанцию, знать свое место. И место это может оказатьсясамым ничтожным.
-
Для современного человека нет ничего удивительного в том,что язык позволяет ему держать всех на расстоянии и не подпускать никого близкок своей душе. Но это добровольное отчуждение возможно лишь в благоприятнойсреде. Когда же жизнь такова, что враг или природа могут в любую минуту отнятьее у тебя, когда чужое проявляет себя в полную силу, тебе необходимо своё исвои, чтобы не противостоять опасности в одиночку. В таких случаях отчуждениеравносильно самоубийству. Но если прошлое не позволяло человеку держать себя наособицу, то как объяснить, что именно из этого прошлого человек вынес привычкуругаться?
-
Исходной точкой возникновения ругани можно считать схваткус врагом. Брань - это не только обмен ругательствами, но и битва, сражение. Исегодня "поле боя" и "поле брани" для нас синонимы. Вдревности, встречаясь с противником лицом к лицу, человек не сразу пускал вдело оружие. Исход боя неясен и тот, кто идет на бой, знает, что битва можеткончиться для него смертью. Поэтому и возникает непосредственно перед схваткойпауза, хоть немного отдаляющая сам поединок, а вместе с тем и смертельный егоисход для кого-то из поединщиков. И в этот момент вместо оружия идут в делослова. Если поединщики говорят на одном языке, они могут хвалиться своейсноровкой и силой, пытаясь запугать врага и тем стяжать себе психологическоепреимущество.
-
Татарский хан - Идолище - из русской былины хвастается:
Был бы здесь Илья Муромец -
Так я бы его на одну руку клал
Да другою бы рукою прихлопнул.
Он бы как блин стал.
Да и сдунул бы я его в чисто поле.
Я-то - Идолище - росту две сажени печатных.
А в ширину - сажень печатная.
Голова у меня - что пивной котел,
А глаза - что чаши пивные.
Хлеба я ем по три печи в день,
А зелена вина пью по три ведра медных...
-
Оставить похвальбу противника без комментариев - значитпризнать, что он тебя превосходит, проиграть словесную схватку. Отвечая, можнопохвалиться самому, а можно свести его хвастовство на нет, опрокинув словасловами.
-
Илья Муромец отвечает нахвальщику-Идолищу:
А как у нас у попа ростовского
Была корова обжориста:
Много она ела, пила, да тут и треснула.
-
Это насмешка. То, что Идолище ставил себе в заслугу, то,что должно было подтвердить его богатырскую мощь, Илья Муромец высмеивает. Этошаржирование, создание портрета из недостатков имеет самое непосредственноеотношение к ругани. Само слово говорит об этом: "поругаться"изначально значило "надсмеяться". До сих пор эта надсмешка составляетодин из действенных бранных приемов. Назвать человека по его недостатку(обращение к человеку в очках - "эй ты, очки!"): обидчику - смешно,жертве - обидно.
 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:39]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     

Но в силу того, сто этот прием прост, он не только наиболеераспространен, но и наименее злобен. Близко к нему стоит брань иного рода. Вуличной сутолоке, назвав человека хамом, можно не заметить, что ты ругнулся. Насамом же деле именем хама мы уподобили жертву нашего обращения библейскомуперсонажу, прославившему себя не лучшим образом.

-

А ведь механизм уподобления позволяет лишить того, противкого он обращается, даже облика человека. Мы намекаем на эту возможностьнеуклюжему человеку, когда говорим: "что ты как слон в посуднойлавке". Назвав же человека свиньей, мы больше не утруждаем себя метафорой,мы прямо утверждаем тождество между нашей жертвой и этим животным. И речь идетне о сходстве, не о близости черт, - если поведение человека позволяет сравнитьего со свиньей, это слово прозвучит менее обидно, чем адресованное человеку вневсякой мотивации, просто по злобе. Бранясь "свиньей" обидчик бы желал,чтобы его жертва, быть может, человек достойный, впал в свинство, чтобы это имядействительно подходило к нему. Назвать "свиньей" - это в тайнежелать видеть в человеке свинью.

-

В "Алисе в Стране чудес" есть сцена, где ребенок- дитя Герцогини, то и дело называемый "поросенком", действительностановится им. Это смешно, потому что привычно провинившегося ребенка называть"поросенком", но никаких превращений в обычной жизни не происходит. УКэрролла это - игра со словами, но ведь и брань - это своего рода тоже игра сословами. Вопрос лишь в том, что люди ожидают от слов.

-

Если допустить, что слова могут изменять мир, не стоит ихвысказывать так легко, - ведь придется отвечать за каждое действие вылетевшегослова. Если слова имеют силу действия, можно превратить человека словом всвинью. Впрочем, и в обыденной жизни, сея брань и рождая обиду, бранчливыйспособствует освинению мира. Некоторые же формы брани прямо построены наожидании эффекта от сказанных слов.

-

По существу, такая брань представляет собой магическиеформулы, предназначенные творить зло. Их структура включает в себя обращение кчеловеку и пожелание несчастий, которые должны с ним случиться.

-

Когда эти формулы возникли, люди верили в их силу, поэтому,скорее всего, немногие пользовались ими. Тот, кто прибегал к ним часто, былколдуном. Если же такую формулу произносил обычный человек, то это было вызванотем, что выходит за пределы обыденной жизни, и поэтому неудивительно, что оттакого события ждали последствий, способных потрясти мир или хотя бы перевернутьжизнь и погубить ненавистного человека.

-

Вкладывающий в проклятие свою душу этим делал ее причастнымзлу, которое пророчил другому. Эта сторона проклятия, хорошо осознаваемаянашими предками, делала его особенно страшным. Проклиная, человек как быподводил под своей жизнью черту, отдавая все свое будущее той темной силе,которая взамен должна была сокрушить врага. Две жизни приносилось на алтарьмести, человек срывался в бездну и увлекал в нее другого. Эта ожесточеннаясамоотверженность заставляла замирать в мистическом трепете всех свидетелейэтой ужасной минуты. Проклятие, исторгнутое на смертном одре, было еще болеестрашным. Человек призывал месть ценой своей бессмертной души, уже не имеявремени на покаяние.

-

Сегодня острота переживания проклятия утрачена. Люди готовыпризывать друг на друга разверзшиеся небеса по мельчайшему поводу, не замечаямистического характера произносимых ими слов. Некоторые магические формулыпотеряли адресность и даже содержание, осталось лишь выражение некой угрозы:"да чтоб тебя!", - говорит человек, споткнувшись о торчащую из землипроволоку, и не замечает, что оказался на пороге проклятья.

-

Матерщина по своей структуре подобна проклятью, она тоже -магическая словесная формула. Матерная брань наиболее оскорбительна, когда нескрывает этой своей природы, когда она адресна и действительно направленапротив конкретного человека. Но чаще она прячет свое лицо.


 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:40]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     
Табуировались не только имена: кровь никто не считалсуществом. Ее никто не призывал и никто ее не боялся. Однако отношение к кровине могло быть простым, ведь с ней была связана жизнь. "Кровь естьдуша", сказано в Библии (Втор., XII, 23). Кровь проливаемая священна.Будучи священнодействием как у древних евреев, так и у народов языческих,пролитие крови требовало к себе особого отношения, а следовательно и особогоязыка. В обыденной жизни не могли звучать те же слова, что произносили жрецы. Икровь называли рудой - по ее цвету, хотя по-видимому запрет на слово"кровь" и не отличался особенной строгостью.
-
То, что матерные слова подлежат табу, свидетельствует об ихсакральной природе. Корни матерщины лежат в язычестве. Не все слова, которые мысегодня считаем матерными, восходят к языческому культу, но тем, что людиматерятся, мы обязаны скорее всего ему. Языческие обряды, посвященные самымразным богам, часто принимали формы, оскорбляющие нравственное сознаниеобыкновенного человека. То, что творилось во имя богов, не могло происходить вобыденной жизни, это бы сочли преступлением. И хотя в обыкновенной жизниотношения между полами регулировались общественными установлениями, призваннымиобеспечить стабильное существование общества, во время языческих праздников,как правило, посвященных богам плодородия, практиковалось всевозможнейшеебесчинство. Часто оно облекалось в формы мистерий, охватывающих лишьпосвященных, но всегда носило сакральный характер. Мистерии учинялись не радисамого разгула страстей, но ради богов. Этому своего рода"священнодействию" соответствовал и особый язык. Эта непотребная,похабная речь, немыслимая в обыденной жизни, была нормой общения во времяязыческого празднества.
-
Впрочем, возможно, в языческую эпоху матерные слова не былитабуированы. Слово "руда" не вытеснило слово "кровь". Этоозначает, что запрет, если он и существовал, нарушался. Аналогичным образом,языческая культура, испытывающая сильнейшее давление на нравственность состороны своих обрядов, возможно, допускала похабство и в обыденной речи.
-
Ситуация резко изменилась с принятие христианства. Идеалнравственности, воспринятый вместе с православной верой, обязывал обуздыватьречь. Тому языку, что славит Бога, не пристало блудить словами. Матерные словадолжны были выйти из употребления. Однако этого не случилось.
-
По законам лингвистики, жизнь слова в языке определяетсяего употреблением. Если матерщина была частью языческого культа, прекращениеидолослужений, т.е. исчезновение той ситуации, в которой употреблялись этислова, он должны были устареть и исчезнуть. Но и в том случае, если матдопускался и в обыденном употреблении, он был жестко привязан к"постельной теме". "Перевод" этой темы на языкхристианского брака также должен был снизить, а не увеличить частотуупотребления матерных слов. То. Что случилось в действительности,свидетельствует о том, что мат - не просто языковое явление.
-
Сквернословие - грех. А грех это не преступлениеобщественных установлений, т.е. нарушение морали, а преступление завета междучеловеком и Богом. Нарушение запрета, установленного не человеком, а Богом.Первый запрет человек нарушил еще в раю. Хитрость змия проявилась в том, что онобратил внимание на запретное дерево как на что-то особенное. Когда отецзапрещает сыну есть ядовитые ягоды, эта заповедь просто принимается к сведениюи не искушает ребенка. В самом запрете нет искушения. Искушение начинается тогда,когда мы начинаем подозревать, что запретный плод имеет свои хорошие стороны.Адам и его жена знали, что от древа познания добра и зла они не должны есть,потому что "смертью умрут" (Быт., 2,17). Но вот речи змия заставилиих посмотреть на это дерево по-другому. "И увидела жена, что дерево хорошодля пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; ивзяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт., 3,6).Грех проник в человека и человек познал сладость греха. Эта сладостьзаключается в том, что, как оказалось, человек может по своей воле нарушитьзапрет, установленный волей Бога, как бы поспорить с Богом и настоять на своем.Это ложная сладость: она выглядит как обретение свободы, хотя есть лишьотпадение человеческой воли от воли Божией. Свобода воли становится заметной,потому что воля бунтует. Бунт разрушителен, последствия бунта смертельны, носуществует упоение бунтом. В бунте человеческая воля достигает наиболее яркогосвоеобразия, но, так как это своеобразие заключается в отпадении от Бога,результат на поверку оказывается безобразным и мерзким.
 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:41]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     
В этом суть сквернословия. Употребляя запрещенные, мерзкиеслова, человек противопоставляет себя Богу, демонстрирует свою, особенную волю,как бы повторяя грехопадение первого человека.
-
Следует думать, что в первые века христианства, матерщинабыла на Руси явлением более редким, поскольку воспринималась как преступление исамим сквернословом и обществом. Матерясь, человек, публично оскорблял Бога иполучал жалкое удовлетворение от того, что тварь бросает вызов своему Творцу.
-
Поэтому неудивительно, что мат и содержательно развился впрямое оскорбление святыни. То, что получило название "забористого"мата, связано с обращением грязных слов на то, что должно быть дорогим длякаждого человека. Язык матерщинника оскорблял мать, Богородицу и самого Бога.Насколько подобные обороты были свойственны матерщине, говорит само ееназвание. Несомненно "мат" означает "ругать по матери".Умение составить изощренное ругательство считалось (да и до сих пор считается)особым искусством. Про такого "умельца" могут сказать "Водает!" или "Уж ругаться-то он умеет", и за этими словами стоиттайное восхищение грешника. Выражение "забористый мат" такжепронизано подобным восхищением: "во забирает!" = "водает!".
-
Не как языковое явление, а как грех мат получил своеширочайшее распространение. Это выглядит даже как месть: народ, принявшийсердцем православную веру, получил тяжкую болезнь языка. Матерщина - чернаясыпь, терзающая русский язык. Матерные слова - не просто слова-паразиты. И хотяони часто выполняют роль "смазки", не в этом их основная роль. Преждевсего от слов-паразитов их отличает то, что они не потеряли своего исходногоблудного смысла. В каком бы месте речи матерные слова ни находились, онипостоянно проповедуют блуд, что ощущает всякий произносящий и слушающий.Благодаря им любая тема становится скабрезной, любой разговор похабным.
-
Более того, матерные слова являются самыми продуктивнымиосновами для словообразования. Матерная лексика - живая, она подталкиваетчеловека к производству новых форм. И эти формы не остаются без употребления. Вупотреблении же они вытесняют слова нормальной речи.
-
В языке это явление существует и за пределами мата. Слово"дело" способно заменить любое действие, совершаемое человеком. Ещешире сфера применения таких слов как "штука", "вещь".Пустейшее слово "ерунда" может заменить название любого предмета. Всеэти слова - свидетельство бессилия человека выразить свою мысль. Ихиспользование делает речь невыразительной, пустой. Каждое такое слово указываетна место провала, где человек не справился со своим языком и оставил смысл безвыражения.
-
Матерная речь во многом сохраняет черты подобных оборотов,однако она вся исполнена экспрессии, она агрессивна. По-видимому, ее следуетпризнать первичной по отношению к "пустому" употреблению слов типа"штука", "ерунда", которые замещают не значимые словарусского языка, а уже запретные матерные выражения.
-
Можно сказать, что матерщина ведет самую настоящую войнупротив русского языка. Она способна расширять свой словарный запас, имеет своиустойчивые словесные формы и фразеологизмы. Острие мата направлено на замещениепростых, наиболее употребляемых слов. В конечном счете, матерщина претендует нато, чтобы создать свой язык, параллельный русскому языку, или пропитать собоювесь русский язык, слившись с ним в блудном экстазе. На руку мату играет то,что он представляет собой определенный стиль речи. Распространенный средипростого народа, не тронутого образованием, он стал своего рода символомнародности языка. И в качестве такового сегодня выглядит привлекательным дажедля интеллигенции.
-
Употребление мата отграничивает "своих" от"чужих". И если человек ищет доступа в какое-то общество, гдераспространен мат, он вынужден применять матерный стиль. Он вынужденно учитсямату, пока материться не станет его привычкой. Сегодняшний матерщинник и немыслит быть бунтарем, наоборот он жаждет не отличаться, быть таким же как все.Мат уже не звучит как бунт против Бога. Это ему позволяет прекрасно себячувствовать и в светском, атеистическом обществе.
-
Тем более кажется важным указать на его суть.
 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:41]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     

***

Подведем итоги. Матерщина - не просто ругань, стремлениеодержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете она направленане против людей, а против Бога, за что и получила именование "чернойругани". Материться значит "ругаться по черному". Черный цветеще с дохристианских времен относился к силам зла. Поэтому мат носит чистомагический, сакральный характер. Он - элемент служения сатане, контрабандойпроникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово - это хуление Бога ипрославление сатаны. Поэтому не случайно, что матюки у матерщинника заменяютмолитвы. В трудные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу,а матерится. Всплеск энергии в матерном слове, - и дело движется, хотя толкаетего зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может бытьэффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе -матернись. Так человека отучают от Бога.
-
Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина это -служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично.Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свойязык.


 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:50]
Сообщений: 1148 Статус: Тень форума   
     
Много букав... Ни осилил...

 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 15:56]
Сообщений: 395 Статус: Око форума   
     
Извиняюсь за слияние слов! Если модераторам не лень, пусть исправят.
 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 16:13]
Сообщений: 1148 Статус: Тень форума   
     
Надо смотреть, что копипэйстишь =))

 
 
 
Цитировать
[24-04-2008 16:28]
Сообщений: 134 Статус: Слух форума   
     
СлишкоммногабукаФФ
 
 
 
Цитировать
[25-04-2008 11:58]
Сообщений: 176 Статус: Око форума   
     

В староРусском маты не были ругательными словами

они означали с\х инструменты и др.


 
 
 
Цитировать
[29-04-2008 19:39]
Сообщений: 52 Статус: Око форума   
     
я до конца не прочитал слишком много .
 
 
 
Цитировать
[07-09-2011 22:09]
Сообщений: 451 Статус: Слух форума   
     
ололо

 
 
 
Цитировать
[07-09-2011 22:10]
Сообщений: 451 Статус: Слух форума   
     
пора бы уже кстати запретить модерацию форумов

 
 
 
Цитировать
[07-09-2011 22:49]
Сообщений: 89 Статус: Око форума   
     
нафига старый топ ерошить
 
 
 
Цитировать
[Or] **petekpetek** 14 [i] [08-09-2011 09:46]
Сообщений: 1875 Статус: Мозг форума   
     
[неизвестный игрок] нравится форумные молчи получать ?
 
 
  Ответить
Цитировать
[El] Ariella 24 [i] [10-09-2011 23:14]
Сообщений: 5856 Статус: Слух форума   
     
Ему просто нравится мой красный ник в своей инфе ))
[неизвестный игрок]  Наказаны опять...

 
 
  Ответить
Цитировать
[El] Ariella 24 [i] [10-09-2011 23:15]
Сообщений: 5856 Статус: Слух форума   
     
Археология. Закрыто.

 
 
  Ответить
Цитировать